АВА-терапия
Прикладной анализ поведения (Applied Behavioral Analysis) — один из самых эффективных и наиболее научно обоснованный из методов коррекции аутизма на сегодняшний день.
Это интенсивная комплексная программа поведенческой коррекции, направленная на развитие базовых навыков и ликвидацию нежелательного поведения у детей, в т.ч. имеющих диагноз РДА, РАС или аутичные расстройства.
Данная методика будет наиболее эффективной, если начать ее применение в раннем возрасте (до 5 лет), однако может помочь и более старшим детям.
Главная цель применения поведенческого анализа в работе с нейроотличным ребенком, главная цель раннего интенсивного поведенческого вмешательства — помочь ребенку сформировать те навыки, которые станут платформой для дальнейшего развития.
Первым шагом является тестирование актуальных навыков ребенка по методу VB-mapp. Данная процедура обычно занимает 2-3 дня, в течение которых специалист наблюдает за ребенком в привычной обстановке. На основе собранных данных проводится функциональный анализ поведения, который является основой индивидуального плана коррекции. Эти процедуры проводит сертифицированный ABA-терапист Центра Речи (II ступень BCBA).
Далее ребенку необходимы систематические занятия по разработанному маршруту, результатом которых станет:
- освоение ребенком навыков самообслуживания,
- обучение игровым навыкам,
- развитие способности к социализации: умение использовать адекватные и приемлемые обществом формы взаимодействия и самовыражения,
- развитие образного и логического мышления, речевой функции.
Специалисты Центра Речи работают не только с особенными детьми, но и с их родителями. Вам расскажут о принципах модификации поведения, обязательно дадут все необходимые рекомендации по самостоятельному сопровождению процесса коррекции.
Принципы методики:
- регулярность — рекомендуется заниматься 10 часов в неделю (родители дома обязательно повторяют то, что дает на занятии дефектолог);
- индивидуальный подход — занятия проводятся тет-а-тет со специалистом;
- контроль эффективности и отслеживание прогресса;
- поощрение для побуждения к успешным действиям;
- поддержание высокого уровня мотивации и заинтересованности;
- координирование усилий всех специалистов, работающих с ребенком.
Основная цель интенсивного поведенческого вмешательства — научить ребенка учиться, при этом не умаляя важности игры как главного процесса развития.